Клад на дне Балаклавской бухты.
Злополучный корабль, о котором идет речь, не выдумка: он погиб в 1854 году во время Крымской войны, когда России пришлось противостоять целой коалиции государств — Великобритании. Франции. Турции и Сардинии. Одной из баз союзников была Балаклава — маленький городок неподалёку от Севастополя. К Балаклаве и подошли осенью 1854 года несколько десятков транспортных судов, доставивших боеприпасы, медикаменты, продовольствие. обмундирование и прочно необходимые вещи для английской армии.
14 ноября 1854 года над Крымом пронесся страшный ураган. В Балаклавской бухте поднялись гигантские волны, обрушившиеся на английские корабли и сорвавшие их с якорей. Разбившись о прибрежные скалы, ко дну пошли три с лишним десятка транспортов, а среди них «Принц». Это был парусник, но парусник оснащённый паровым двигателем и с металлическим корпусом. «Принцу» суждено было стать одним из самых знаменитых среди всех погибших когда-либо кораблей. Однако в историю он вошел под слегка переиначенным именем — «Чёрный принц». Так по ошибке окрестил корабль кто-то из журналистов, и новое название быстро подхватила вся пишущая братия.
Впрочем, сразу после гибели корабля о его драгоценном грузе речи еще не было. Английские газеты, сообщавшие о страшной катастрофе в Балаклавской бухте, упоминали лишь, что на дно пошли солдатские одеяла, боеприпасы, продукты, амуниция и тому подобные предметы.
Только после окончания Крымской войны в английской прессе появилось сенсационное сообщение: помимо прочих грузов на «Чёрном принце» были деньги, предназначавшиеся для выплат солдатам и офицерам английской армии — несколько десятков бочонков, полных золотыми монетами. Об этом немедленно стали писать и газеты других европейских стран.
Само собой разумеется, в Крыму быстро появились искатели сокровищ из самых разных стран, однако найти затонувший корабль никому не удалось хотя к тому времени уже существовали первые водолазные костюмы, глубина Балаклавской бухты оказалась для них слишком велика.
Уже в 1901 году в Балаклаве объявилась экспедиция итальянца Джузеппе Рестуччи. Он использовал глубоководный аппарат собственной конструкции, пусть и неудобный, но все-таки позволяющий работать на глубине до 70 метров. Он представлял собой железный ящик с тремя иллюминаторами, куда по шлангу подавался воздух.
Ноги водолаза были скрыты внутри, а руки сквозь резиновые манжеты выведены наружу. Этот неуклюжий глубоководный аппарат опускался вниз на канате. Поиски велись наугад, и тем не менее итальянцы довольно скоро обнаружили на дне полуразрушенный железный корпус затонувшего корабля.
Судно долго и со всей возможной тщательностью обследовали. Водолазы поднимали наверх оружие и ящики с патронами. Ни одного из бочонков с золотом найти так и не удалось, а уже приближалось время зимних штормов. В конце концов Рестуччи прекратил поиски. Да и был ли найденный корабль именно тот, какой искали? Ведь название его давным-давно уже исчезло с разрушенных соленой водой бортов.
Затем началась Первая мировая война, и Европа на время забыла о сокровищах «Чёрного принца». Ну а потом в Россию, где победили большевики, иностранных кладоискателей уже не пускали.
Однако о «Черном принце» вспомнили в самой России. Это случилось в 1922 году, когда в Балаклавской бухте неподалеку от берега кто-то на ныряльщиков нашел английскую золотую монету. Вскоре о находке узнал инженер Владимир Сергеевич Языков. который уже много лет собирал все материалы, связанные с «Чёрным принцем».
Начиная с 1908 года Языков не раз обращался к властям с предложениями продолжить поиски «Черного принца», но получал отказы. Находка монеты прибавила ему уверенности, и Языков с объемистой папкой своего обстоятельного «досье» на «Черного принца» приехал в Москву.
После Гражданской войны страна остро нуждалась в средствах, и инженер надеялся, что на этот раз к его предложению отнесутся всерьез. Так и случилось: уже в марте 1923 года было принято решение о создании Экспедиции подводных работ особого назначения. Это была знаменитая ЭПРОН, которой в дальнейшем суждено было стать мощной организацией для подлома судов и проведения аварийно-спасательных работ.
Немедленно началась подготовка к экспедиции в Балаклавскую бухту. Хотя к тому времени уже появились более совершенные водолазные костюмы, инженеру Е. Г. Даниленко поручили сконструировать специальный аппарат для подводных работ. Он был собран всего за три месяца и рассчитан на трех человек, оснащен механическим манипулятором, способным захватывать грузы, мощным прожектором, телефоном и весил около 10 тонн. К осени 1923 года глубоководный аппарат доставили из Москвы в Балаклаву.
11 сентября начался тщательный осмотр морского дна. Но Балаклавская бухта была усеяна обломками кораблей, затонувших в разное время. Части деревянной обшивки, мачты, реи обросли ракушками. В тщетных поисках железного корпуса английского корабля прошло больше года.
А удача пришла оттуда, откуда не ждали: во время учебного спуска молодых водолазов к востоку от входа в бухту на дне был найден большой железный ящик странной формы. Когда его подняли на поверхность, выяснилось, что это старинный паровой котел с чугунными дверцами. Район находки принялись обследовать с утроенной тщательностью, и вскоре неподалёку от того места, где нашли котел, обнаружился корпус железного корабля. Он был уже почти скрыт песком и обломками подводных скол.
Теперь водолазы, сменяясь, проводили под водой многие часы. Приходилось очищать корпус от песчаных заносов и каменных обломков. Появились первые находки — среди них были снаряды корабельных пушек, патроны, испорченная морской водой обувь. Правда, ни одной золотой монеты найдено не было...
Поиски продолжались ещё год, и энтузиазм, с каким начиналась экспедиция, постепенно таял. Наконец, дальнейшие работы были признаны бесперспективными. Шел уже декабрь 1924 года.
Однако история «Чёрного принца» на этом не закончилась. Некоторое время спустя советское правительство получило заманчивое предложение от известной японской водолазной фирмы «Синкай Когноссио Лимитед». Японцы, оснащённые самой передовой по тем временам водолазной техникой, просили разрешения на поиски «Чёрного принца», предлагая в случае успеха оставить Советскому Союзу 60 процентов найденного золота.
На столь выгодных для советской стороны условиях и был подписан контракт. Японские водолазы начали работать летом 1927 года и времени не теряли. Корпус железного судна, найденный эпроновцами, они очищали с великой тщательностью, ведя работы посменно. Японцы довольно быстро освободили затонувший корабль от каменных глыб, оттаскивая их в сторону с помощью паровых лебедок, установленных на баржах, и взрывая прямо в воде.
Но когда предварительные работы закончились, японских водолазов ожидал сюрприз. У затонувшего корабля сохранились нос и корма, правда, сильно разрушенные, а вот средней части не было вовсе, словно её полностью съела ржавчина. Между тем золотой груз, если он был. именно здесь, скорее всего, здесь и находился.
Однако японцы не теряли надежды. Используя специальный землесос, они начали поднимать со дна песок, чтобы просеивать его сквозь сито. Вскоре обнаружилась английская золотая монета — "соверен", отчеканенный в 1821 году. Находку сочли предзнаменованием близкого успеха, но в следующие два месяца, исследовав буквально каждый квадратный сантиметр дна. а также все уцелевшие части «Черного принца», нашли лишь ещё несколько монет.
Наконец, японцы тоже решили прекратить работы. У них уже сложилась любопытная версия относительно того, почему в обломках «Чёрного принца» не оказалось золота и почему у затонувшего корабля отсутствовала средняя часть корпуса. Выло похоже, что драгоценный груз золотых монет кто-то... уже поднял много раньше. Но кто? Возможно, сами же англичане, сумевшие это сделать ещё до окончания Крымской войны. Правда, в середине XIX века снаряжения, необходимого для работ на таких глубинах, ещё не было...
С тех пор экспедиций к остаткам «Чёрного принца» больше не снаряжали, однако о затонувшем корабле вспоминали не раз. Гипотез относительно его золотого груза было выдвинуто немало. Возможно, считали одни, бочонков с золотыми монетами на «Чёрном принце» не было вовсе, а слухи о нём не более, чем вымысел газетчиков. Или что золотой груз с «Черного принца» успели выгрузить ещё до катастрофы. Другие полагали, что судно, на котором работали эпроновцы. а потом японцы, это не «Чёрный принц», а какой-то другой корабль...
[caption id="attachment_142" align="aligncenter" width="300"] Кусок винта, предположительно с корабля "Черный Принц"[/caption]
А уже в последние годы появилась ещё одна гипотеза: в 1924 году Экспедиция подводных работ особого назначения все-таки нашла английское золото, но оно было вывезено в Москву в строжайшей тайне. Что же касается истории с японцами, с которыми заключили контракт, то их сознательно мистифицировали, чтобы таким образом сделать завесу тайны еще гуще.
Собственно, ничего невозможного в таком предположении нет. Но можно быть уверенным, что оно тоже далеко не последнее и о загадке «Чёрного принца» будут говорить ещё долго.
- Автор: admin
- Комментарии: 0
- Просмотры: 3859